До 1976 года в СССР не было автомобиля, который мог бы развозить небольшие партии продуктов по больницам, детским учреждениям, школам и т. п. Не менее четырех анекдотов излагают различные версии того, как на задней двери ПАЗа-3742 появилась пара пингвинов. Есть ли в них правда, неизвестно, но с той поры в России авторефрижераторы зовут «пингвинами».
В 1976 году ПАЗ получил заказ на создание холодильника на колесах. Дело осложнялось отсутствием отечественных холодильных установок, заточенных под работу в движении, а имевшиеся были крайне тяжелы (порядка 700 кг). Вопрос решали на уровне министерств, новые холодильные установки были спроектированы с учетом требований автомобилистов. Главное из этих требований – устойчивость работы в условиях дорожной тряски и постоянных вибраций. Первый образец был изготовлен методом «научного тыка». Конструкторы и квалифицированные рабочие изобретали новую машину прямо в экспериментальном цехе. Базой стал каркас кузова ПАЗ-672Б. Весь процесс выпуска образца занял 3 месяца, до начала сентября 1976 года. Документация была подготовлена постфактум.
До испытаний рефрижератор был показан министру автопрома Виктору Полякову и получил от его ведомства весьма лестные оценки. Испытания прошли сравнительно и с августа 1977 года начали выпуск. Правда, до конца года выпустили 53 автомобиля вместо запланированных трехсот. Изначально на кузове, кроме надписи «Продукты», была снежинка. У кого-то возник вопрос об уместности картинки: изотерм – не холодильник. Затем откуда-то появились пингвины. Производство ПАЗов-3742 и 37421 продолжалось 3 года, по 1979 включительно, но несмотря на высокий спрос на
авторефрижераторы продажа составила 806 экземпляров.